АДАПТАЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ
Результаты пробы Штанге (рис. 1), взятая у юных пловцов, показали, что наивысший средний показатель, как и предполагалась у группы НП-1. Он составляет 43,5 с. У группы НП-2 и НП-3 средние показатели составляют 32.4 и 24.7 секунды соответственно. Максимальные показатели составляют 78 секунд (1 гр.), 44 секунд (2 гр.) и 39 секунд (3гр.). Минимальными секундами у трех групп являются 24, 20 и 11.
Рис. 1. Пробы Штанге и Генчи
Проба Генчи (рис. 1) показала такую же зависимость результатов, что и проба Штанге. Все это говорит о непосредственном влиянии плавания на увеличение объемов задержки дыхания. Показатели детей, которые только начали заниматься таким видом спорта, как плавание значительно ниже, чем у детей, которые плавают около года. Даже за такой небольшой промежуток времени разница очевидна. Но все это говорит не только о пользе плавания для данного показателя с физиологической точки зрения, но и о воспитании различных качеств, например, волевых.
Измерение ЖЕЛ у испытуемых при помощи спирометра показала, что данный показатель выше у группы НП-1, и его среднее значение составило 2,5±0,16л., у группы НП-2 1,9±0,09 л. и у группы НП-3 среднее значение составило 1,8±0,10л. Сравнивая данные показатели получаем, что наибольшая разница просматривается между первой и третьей группами. Плавание сильно влияет на увеличение ЖЕЛ и соответственно, чем больше ребенок занимается плаванием, тем выше емкость легких. Разница между первой и второй группами так же большая, а вот разница между второй и третьей группами незначительная. Это объясняется наличием у группы НП-1 занятий в большой чаше бассейна и частичным или полным отсутствием таковых у групп НП-2 и НП-3. Значимость показателей ЖЕЛ у юных пловцов просматривается в таблице №2.
Таблица 1
ЖЕЛ трех испытуемых групп
Группы
|
ЖЕЛ, л
|
НП-1
|
2,5±0,16
|
НП-3
|
1,8±0,10**
|
НП-2
|
1,9±0,09
|
НП-3
|
1,8±0,10
|
НП-1
|
2,5±0,16
|
НП-2
|
1,9±0,09**
|
Достоверные различия были выявлены в сравнении группы НП-1 с НП-2 и НП-3, при уровне значимости p≤0,01. Для лучшего анализа показателя ЖЕЛ была рассчитана ДЖЕЛ по формуле: «40×рост (см) + 30×вес (кг) – 4400=ДЖЕЛ», которая показала зависимость увеличения ЖЕЛ от занятия плаванием (таб. 6).
Таблица 2
Сравнение показателей ЖЕЛ и ДЖЕЛ (л)
НП-1
|
НП-2
|
НП-3
|
ЖЕЛ
|
ДЖЕЛ
|
ЖЕЛ
|
ДЖЕЛ
|
ЖЕЛ
|
ДЖЕЛ
|
2,06
|
2,5
|
2,03
|
1,9
|
1,9
|
1,8
|
Данные по форсированной жизненной емкости легких показали такую же зависимость что и показатели ЖЕЛ. Средние значения у групп НП-2 и НП-3 показали приемлемый результат и составили 1,7±0,09 и 1,6±0,10 л/с соответственно. Группа НП-1 так же, как и в других пробах показала наивысший средний результат ФЖЕЛ, который составляет 2,4±0,17 л/с. Группа НП-2 имеет результат 1,7л/с, группа НП-3 1,6 л/с. Сравнение всех показателей ФЖЕЛ представлены в виде диаграммы.
Рис.2. ФЖЕЛ испытуемых групп
На диаграмме наглядно представлено на сколько данный показатель выше у группы НП-1, чем у остальных испытуемых групп.
Заключение
Анализ полученной в результате исследования информации дает понять, что подход к работе профессионального тренера-преподавателя не должен осуществляться только лишь на теории и методики избранного вида спорта. Необходимо вводить новые методы работы и исследования в тренировочную сферу. Это позволит улучшить качество подготовки спортивных кадров, начиная с младшего школьного возраста
Предметное исследование морфофункциональных показателей при занятиях плаванием позволили с еще более точной уверенностью сказать о том, что данный вид спорта благотворно влияет на все системы организма, не смотря на младший школьный возраст.
Адаптация внешнего дыхания на физическую нагрузку в плавании происходит равномерно с увеличение всех показателей кардио-респираторной системы. ЖЕЛ и ФЖЕЛ, а также пробы Штанге и Генчи увеличиваются посредством систематических занятий плаванием.
|